Панк-ро́к (англ. Punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х гг. в США и Великобритании, в котором сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла. К 1977 году панк-рок благодаря своей скандальности был одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании. Со временем жанр породил множество разновидностей и до сих пор продолжает притягивать множество молодых исполнителей. Характеристика
Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты проникнуты нигилизмом и социально-политической тематикой. В каждой разновидности панк-рока имеются свои индивидуальные уклоны. Панк-рок неразрывно связан с субкультурой панка, для которой характерны принцыпы DIY, эпатаж, хулиганство и общий нонконформизм.
История
Панк-рок как и субкультура панка сформировались почти одновременно в середине 1970-х гг. в США и Великобритании. В стилистическом плане к тому времени уже были записи, которые вполне можно отнести к панк-року, несмотря на то, что они были сделаны в иной музыкальной манере. В настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком: к ним относятся первые альбомы Velvet Underground (из неё вышел Лу Рид) и Stooges, руководимые Игги Попом. С точки зрения чисто музыкального формата звучание панк-рока некоторыми специалистами отслеживается вплоть до песни Kinks «You Really Got Me» 1964 года.
Русский панк-рок
Русский панк-рок зародился в 1979 году в Ленинграде, главным образом благодаря стараниям Андрея Панова (1960—1998), бессменного лидера первой русской панк-группы Автоматические Удовлетворители. Первой панк-группой в Сибири стала «Apolloned in the grim punk teos», созданная Константином Рябиновым (Кузя УО). Как ни странно, но она зародилась в том же 1979 году. С середины 1980-х гг. панк-группы стали возникать по всему СССР (Пурген, Бытовые Паразиты и др.). Постепенно русский панк стало принято делить на 2 категории — обычный (пример: Сектор Газа) и сибирский (пример: Гражданская оборона). В настоящее время среди наиболее известных российских панк-групп значатся Наив, Тараканы!, 1,5 кг Отличного Пюре, Пурген, Мавзолей, Оргазм Нострадамуса, Король и Шут, ска-панк — Элизиум, Spitfire, Distemper, Dёргать!.
Также список панковских груп:
The Germs
A Global Threat
Guitar Gangsters
Generation X
The Germs
Goldfinger
Good riddance
Good Charlotte
Green Day
Richard Hell
Hatebreed
The Hives
Hüsker Dü
Icons Of Filth
Invisible Girls
The Jam
Jilted John
Jodie Foster's Army
Johnny Thunders & The Heartbreakers
London
Lords Of The New Church
The Lurkers
Masters Of The Backsides
Me First and the Gimme Gimm
И также руских:
Distemper
F.P.G.
Kletka Red (см. Леонид Сойбельман)
The Mausoleum
SnowflaX
Бригадный подряд
Гражданская Оборона
Духи цеха
Оргазм Нострадамуса
Паранойя и Ангедония
Йорш
Король и Шут
НАИВ
Народное Ополчение (рок-группа)
Порт 812
Привидение с Мотором
Пурген
Сектор Газа
Соломенные Еноты
Тараканы!
Элизиум
Янка
Джонни Роттен, лидер Sex Pistols (1976)
Панк выделяется в отдельное направление в середине 1970-х. Первой американской панк-группой были нью-йоркские Ramones, в Великобритании по их следам пошли The Damned и Sex Pistols. Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, полномасштабным общественным феноменом панк стал в Великобритании, где он расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Некоторые молодые группы весьма близко копировали Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание (Buzzcocks, Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).
С начала 90-х годов популярность панк-рока растет благодаря творчеству таких коллективов, как ,Bad Religion, NOFX, Offspring, Pennywise и Rancid, сперва в США, а затем и в Европе. Отношение к этим некоммерчески весьма успешным группам в среде панк-рокеров неоднозначное. С одной стороны есть мнения, что эти коллективы в первую очередь заинтересованы в коммерческом успехе своей музыки. Согласно этой позиции такие группы в погоне за прибылью «распродают» панк и его идеалы. С другой стороны есть мнения, что творчество этих групп способствует популяризации идей панк-рока, которая положительно влияет на преобразование общества.