Шмелев Не оставили равнодушным исследователя и самые вершинные произведения –
«Лето Господне», «Богомолье»: «И чуется мне, что эту книгу написала о себе
сама Россия пером Шмелева; выговорила о себе глубинную правду … утвердила
себя навек…»(«О Лете Господнем»).Ильин воспринимал «Лето Господне» как
подлинно новаторское произведение. В нем, по его мнению, впервые в
художественной литературе произошла встреча «мироосвящающего православия с
разверстой и отзывчиво-нежной детской душой», но встреча состоялась не в
догмате, не в таинстве, не в богослужении, а в быту, «ибо быт насквозь
пронизан токами православного созерцания». Ильин считает: цель Шмелева –
показать, как быт взрослого народа превращается в эпическую поэму о России
и об основах ее духовного бытия. «Так Шмелев показывает нам русскую
православную душу в момент ее пробуждения к Богу, в период ее первого
младенческого восприятия Божества» ( 29 ) – Шмелев показал в этом
произведении «православную Русь из сердечной глубины верующего ребенка»
Добавлено (26.10.2007, 15:57)
---------------------------------------------
Апокрифические сказания древней Руси
Древнерусские апокрифы
Апокрифы (по другому «отреченные», то есть запрещенные, книги) – это произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные официальной церковью «ложными» и запрещенные для чтения.
«Апокриф» слово двойственное. С одной стороны, это слово означает книгу «спрятанную», «потаенную». Апокрифы рано стали восприниматься как неортодоксальные, гонимые, неугодные тем или иным церковным направлениям; поэтому их уничтожали, а те, кому они нравились, их прятали и получалась «потаенная» литература. Но есть и другая причина этому названию. Значительная часть апокрифов была создана людьми, которые предполагали, что в Библии, которую мы читаем, запечатлелось лишь общенародное учение, так сказать, экзотерическое, а эзотерическое – тайное, глубинное учение спрятано в особых откровениях, которые они называли «апокрифы».
Занимательные по форме и содержанию, наполненные фантастическими подробностями, стремящиеся дать точное объяснение буквально всему, апокрифы стали любимым чтением и древнерусских книжников, и простого люда.
Славянский апокриф «Хождение Богородицы по мукам» - эсхатологический (рассказывающий о конце света, и о мучениях грешников и т.д.). «…Картины и смелость не хуже дантовских!» - так, устами своего героя Ивана Карамазова, охарактеризовал «Хождение Богородицы по мукам» Ф.М.Достоевский
Добавлено (26.10.2007, 15:59)
---------------------------------------------
Почитание святых на Руси. Сергий Радонежский
Церковь прославляет и почитает множество святых.
По православному учению Церковь Христова в обширном смысле включает в себе небо и землю. К ней принадлежат не только христиане, живущие на земле, но и отошедшие уже в иной мир. Между живущими на земле христианами и торжествующими на небе с ангелами праведниками существует общение. Оно состоит в том, что святые вместе с ангелами молятся Богу за членов Церкви земной и по воле Божией благотворно действуют на них, а живые христиане в своих молитвах призывают угодников Христовых на помощь и почитают их. Церковь земная причисляет скончавшихся подвижников благочестия к лику святых угодников Божиих. Актом канонизации Церковь узаконивает почитание того или иного праведника. Предшествует же этому местное или общецерковное народное почитание подвижника. В дни кончины, прославления или перенесения мощей святых устанавливаются ежегодные церковные праздники. Каждый день церковного года освящается памятью святых, которым в богослужении данного дня воздается особое молитвенное почитание.
Церковь различает следующие лики святых: пророки, апостолы, равноапостольные, мученики, святители, преподобные, бессребреники, благоверные цари и князья, праведники и блаженные.
Церковная история содержит множество примеров достижения людьми святости. Трудно представить себе эпоху 2-й половины XIV в. без такой фигуры, как св. Сергий Радонежский (1314 – 1392). Несмотря на то, что родители его были "бояре знатные", жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Семи лет сын был отдан учиться грамоте в церковную школу. Он всею душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг. И уже к порогу юности ясно наметился в нем будущий отшельник и инок. Вскоре пришли к нему желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число учеников его. Из первых учеников Сергия Радонежского известны – Сильвестр (Обнорский), Дионисий, Мефодий (Песношский), Симеон Экклесиарх и Исаакий Молчальник, Макарий, Андроник, Феодор, Михей и другие, основавшие впоследствии десятки монастырей по всей Руси. Приняв игуменство, Сергий ничего не изменил в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, лишь принял большую ответственность.
Еще при жизни Сергий вошел в сознание народа русского как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель. Святой Сергий явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси. Но, помимо того, велико было его значение и в общегосударственной жизни народа. Он неоднократно улаживал распри между князьями, скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец распрям, раздиравшим Землю Русскую. Но вершиной деятельности преподобного было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия (Донского). Он знал, какое значение будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа на поле Куликовом (1380). Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства. Несмотря на ещё угрожавшее нападение врагов, она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую.
Добавлено (26.10.2007, 15:59)
---------------------------------------------
Смута на Руси.
Смута означает утрату народом, обществом, государством согласного понимания высшего смысла своего существования. Обе величайшие смуты начала 17 и начала 20 веков связаны с цареубийством.В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав сына Бориса Годунова Федора в руки убийц, во втором - у Императора Николая Второго насилием и ложью было вырвано отречение от престола, в результате которого вся августейшая семья пала жертвой убийц. Смута – недуг государства он многогранен и многолик.
Смута с точки зрения психологической: – помрачение самосознания, расслаивающая единую историческую личность народа, его мировоззрение множеством страстных увлечений.
С точки зрения культурной это судорожный обрыв преемственной многовековой традиции, разрушение целостности эстетического восприятия мира, уход в модернизм.
С точки зрения национальной – потеря иммунитета против космополитических воздействий.